« Ноябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Опыт работы практической площадки
компенсирующего вида детского сада с
временным пребыванием детей в библиотеке,
созданной на основе реализации проекта
«Библионяня»
На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит становление личности человека. Семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.
И сегодня, несмотря на кризисные процессы, происходящие в области семейных отношений, нравственных основ, семья по-прежнему остается главной средой формирования внутреннего мира и индивидуальных качеств маленького человека.
Для рождения
ребенка в настоящее время нужна решительность. Рискуешь лишиться не только
заметной доли семейного бюджета, но и
работы, карьеры, образования. Очень болезненный для молодых семей вопрос
– вопрос о детских садах, о местах в детских садах. Более 100 детей нашего
города не могут в силу обстоятельств посещать дошкольные учреждения. Чтобы устроить всех детей, нуждающихся в
детских садах, нужен новый полноценный детский сад, а это уже очень
проблематично.
Одной из вариативных форм дошкольного
образования для детей города явился проект
Малмыжской центральной детской библиотеки «Библионяня», выигравший Грант
Департамента культуры на сумму 200 тысяч рублей и реализованный в течение 2010
года.
Задачи проекта:
1. Обеспечение расширения доступности библиотечных услуг
населению.
2. Расширение контингента посетителей библиотек (детей
дошкольного возраста).
3. Создание условий комфортности для пребывания родителей
вместе с детьми в стенах библиотеки.
4. Повышение информационной культуры посетителей,
создание единого информационного пространства.
5. Внедрение современных технологий для расширения
кругозора, повышения образовательного уровня посетителей.
6. Обучение приемам взаимодействия родителей и детей.
У библиотеки появилась уникальная возможность в создании детской площадки компенсирующего вида детского сада с временным пребыванием малыша в библиотеке, где родители могут безболезненно оставить своего малыша на некоторое время. При этом ребенок будет иметь возможность пообщаться со своими сверстниками и получить объем знаний, предусмотренный в детском саду.
Начиная проект, библиотекари ставили вопрос: какую
помощь мы можем оказать малышам, лишенным радости в общении со своими
сверстниками, а также их родителям в духовном развитии. Да, мы не решили
проблему открытия нового детского сада, но явно сняли напряжение в создании
дошкольной группы (детской площадки компенсирующего вида детского сада) в
стенах детской библиотеки.
Согласно уставной деятельности библиотекари
акцентировали внимание на образовательную сторону развития малыша, расширяя тем
самым кругозор, воображение, мыслительные операции, снятие психоэмоционального
напряжения малыша.
Создавая экспериментальную площадку пребывания малыша
в стенах библиотеки, мы хотели привлечь внимания ребенка с раннего возраста к
книге, сделать общение малыша с ней радостным и приятным. Книга как витамин
для духовного роста ребенка – эту
формулу постарались закрепить в сознании родителей работники библиотеки.
Являясь пилотным, проект способствовал внедрению в библиотечную практику
инновационного решения детской ранней занятости.
Родители вместе с малышами посещали детскую библиотеку три раза в неделю: в
понедельник, среду и пятницу с 9 до 11
часов.
Большинство детей были в библиотеке впервые и с
интересом разглядывали обстановку: книги, выставки поделок, рисунки читателей.
Малыши вместе со своими родителями познакомились с красочными книгами-игрушками,
которые были приобретены специально для малышей по проекту. С интересом
открывали дети «говорящие» книжки, рассматривали картинки, играли. Благодаря
проекту в библиотеке появились и развивающие игры, даже «говорящий» коврик,
который вряд ли позволят себе приобрести большинство семей. Библиотека
пополнила тем самым игротеку (логические конструкторы, куклы, строительные
геометрические фигуры, мозаика, грузовые машины и т.д.). Для детей и их
родителей библиотека выписала на 2011 год 10 наименований периодических изданий. В ходе проекта на
младшем абонементе появилась новая мебель: детские столы и стульчики, а еще
детская стенка и скамейки. Снять напряжение, сменить деятельность малыша с
мыслительной (познавательной) на физическую, развить гибкость, ловкость у
малыша помогал специально заказанный сухой бассейн, которого нет ни в одном
детском саду города. Младший абонемент детской библиотеки был полностью
оборудован, чтобы детям было удобно, уютно, комфортно и интересно проводить
время.
В самом начале работы проекта было проведено
социологическое исследование. В анкетирование приняло участие 47 человек,
посетивших с детьми занятия «Библионяни».
Анализ показал, что проект заинтересовал молодых мам,
все они одобрили создание «Библионяни», активно ответили на все вопросы анкеты,
но никто не внёс своих предложений по улучшению работы, может быть потому, что
анкетирование проводилось в процессе знакомства с семьями, у мам ещё не
возникало вопросов.
Какой он был, наш
маленький читатель? Очень разный. Возрастной диапазон от неполного года
до трех лет. Пусть некоторые еще не умеют говорить, а читать и подавно. Но эти
малыши умеют слушать, что в их возрасте самое главное. И это очень хорошо
понимают их родители, которым настоятельно было рекомендовано читать ребенку
вслух. Раннее чтение сегодня – не прихоть, а потребность времени.
Многие педагоги
считают, что сотворчество родного человека и ребенка во время прочтения книги,
представляющее, по сути, совместное открытие мира, дает массу положительных
эмоций и полезных навыков. Подобное сотворчество при общении с книгой позволяет
незаметно, в игровой форме развивать речь ребенка, его творческое мышление,
привлекать его к самому процессу чтения. Об этом беседовали с молодыми мамами
психолог и библиотекари.
В настоящее время мы обеспокоены тем, что игра
исчезает из жизни ребенка, она вытесняется «более важными делами»: занятия с
малышом отнимают внимание молодых мам, они считают, что игры не приносят
никаких результатов, что не дают спокойно закончить домашние дела. Игры с ребенком
– это поистине бесценные мгновения. Через игру ребенок познает окружающую его
действительность, свой внутренний мир. Хорошая игра, равно как и хорошая книга,
всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. Нами
была выбрана игровая форма – кукольный театр. Кукла выступала между малышом и
взрослым как посредник, которому ребенок доверяет. Эта игра наиболее эмоционально близкая к игровой деятельности
детей. Кукольный театр удовлетворяет желания малыша познать мир, отражает его в
образах-символах, показывает способ общения с игрушкой, формирует
эмоционально-чувственную сторону. Как зрелищное, яркое представление были
поставлены две постановки сказок «Репка», «Колобок». В игровой, занимательной
форме детям предлагалось угадывание героев сказок. Эти сказки вызвали восторг у
маленького зрителя, ведь кукольный театр всегда радость для детей, долгожданный
праздник, которого они с нетерпением
ждут.
Особенностью проекта было привлечение специалистов:
логопеда, педиатра, семейного психолога на основе гражданско-правового
договора.
Практические занятия логопеда стимулировали
двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Упражнения и разминки, игры-хороводы, этюды требовали от детей активного
движения с использованием образных сравнений, умения включаться в импровизацию,
проживать ее – это эмоционально-игровые ситуации, в которых малыши смогли
почувствовать себя в образе какого-либо персонажа. Значительное место было
уделено произведениям малых фольклорных
жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную
сферу ребенка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей,
животных, птиц, игрушек). Целью занятий являлось формирование творческого
мировосприятия жизни, художественной зоркости, развития воображения,
эмоциональной сферы, игровых умений.
Без полноценного общения, без приобретения
коммуникативных навыков немыслимо эффективное обучение и гармоничное развитие
ребенка. Перед психологом стояла задача
- научить ребенка играть именно в «правильные» игры, т.е. развивать те качества
личности и те способности, которые будут полезны для него в дальнейшей жизни.
После первого занятия было проведено анкетирование среди родителей. Им были
предложены психологические игры, как для детей, так и для их родителей. Игра
полезна тем, что в ней ребенок может избавиться от психологических проблем
(например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д.),
«проработав» их в игровой ситуации. Особенно
хорошо была раскрыта тема «Детские капризы». Игры психолога были
направлены на развитие у малыша
способности общаться, включаться в определенный социум – детей,
взрослых. С помощью этих игр специалист попыталась обучить ребенка и его родителя тому, в какие
игры следует играть, повлиять на формирование волевых качеств личности ребенка,
внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.
Перед родителями был проведен подробный и
квалифицированный детский массаж, какие особенности он имеет, с чего необходимо
начинать, и что нужно учесть при самостоятельном массаже малыша. На консультациях у педиатра мамочки выясняли
интересующие их вопросы, шел непрерывный открытый диалог.
В процессе внедрения проекта «Библионяня» мы расширили
рамки собственного библиотечного пространства, привлекли семью, общественность,
увеличили число пользователей - детей от 0 до 3 лет. Участниками проекта были
40 семей.
Благодаря данному проекту мы почувствовали, что вместе
со своими участниками мы все одна семья,
можем грамотно и слаженно работать вместе, поэтому встречи с родителями и
детьми продолжились и по окончания
проекта.
В 2011 году библиотекой была составлена программа
«Подрастаю с книжкой я», работа по которой продолжалась и в 2012г.
Цель программы:
Развитие интереса к книге с раннего возраста ребёнка,
информационно-психологическая поддержка молодых родителей, дети которых не
посещают дошкольные учреждения.
Задачи:
1.
Расширение сферы
познавательных интересов ребенка через книгу и игру
2.
Создание условий для
раскрытия творческих способностей детей
3.
Обучение приёмам
взаимодействия родителя и ребенка
4.
Повышение
психолого-педагогической культуры родителей
5.
Поиск новых форм
и методов работы по организации семейного чтения
Библиотеку
продолжили посещать участники проекта «Библионяня», несмотря на то, что
некоторые дети уже ходят в детский сад, были привлечены и новые семьи. Было
привлечено 10 новых семей. Каждая семья
посещала детскую библиотеку 3-4 раза в месяц.
Анализ участия центральной детской библиотеки в
реализации проекта «БИБЛИОНЯНЯ» и программы «Подрастаю с книжкой я» позволяет
нам определить это направление работы как организованный и непрерывный
адаптационный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства и
духовно-нравственное состояние юного пользователя посредством книги,
информации.